Традиционная глиняная игрушка
Современные игрушки делают на фабриках и заводах чаще всего из пластмассы. А раньше игрушки делали дома из деревянных чурбачков, кусочков ткани, папье-маше. Но ни один промысел в России не знал такого многообразия, как глиняная игрушка.
Многие области России славятся глиняными игрушками. Называют их по месту происхождения: дымковские, филимоновские, каргопольские, старооскольские.
.jpg)
В нашей области получила своё развитие старооскольская глиняная традиционная игрушка. История Старооскольской глиняной игрушки уходит в далёкие времена: к основанию города-крепости Оскол, который был заложен в 1593 году. А уже в 1615 году согласно дозорной книге разрядной росписи в городе работали 3 гончара. Развитию гончарного промысла способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду лепили «мелочь»: свистульки и забавные фигурки.
.jpg)
Мастеров-игрушечников в Старом Осколе не считали гончарами. Гончары их называли немного пренебрежительно – «свистюлишники». В древности делали только свистульки, поскольку они были нужны для ритуальных обрядов: свистом поминали усопших, а весной просили у солнца плодородия земле и домашним животным. Фигурки коня и птиц оберегали людей от злых сил. Женская фигура с детьми означала богиню земли с близнецами, а сейчас превратилась в няньку-кормилицу. Глиняных барынь и всадников ставили на подоконники, а зимой – между рамами окон, чтобы окно выглядело наряднее.
.jpg)
Орнаменты на игрушках также уходили в далёкую древность. Помещая на них изображения солнца, воды, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие.
.jpg)
Промысел глиняных фигурок всегда был тесно связан с производством гончарной посуды. Мужчины делали горшки, а женщины и дети лепили свистульки. Игрушки лепили без каких-либо приспособлений, от руки.
.jpg)
Для росписи старооскольской игрушки применялись прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зелёный, малиновый и, значительно реже, красный, синий, жёлтый. Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой.

Многие из наносимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными: волнистая линия – вода; прямая линия – земля; ромб, квадрат – поля; перекрещенный ромб с точками – засеянное поле; круг, крест – солярные солнечные знаки.
В середине ХХ века старооскольская игрушка полностью пропала с выставок, ярмарок и рынков. Только в 1980-х годах происходит возрождение игрушечного промысла. В 1990-1991 годах в Старом Осколе появились признанные мастера, изделия которых представлены на различных выставках, музеях, в коллекциях ценителей русского народного творчества.
.jpg)
Сегодня игрушку изготавливают разные мастера, кто-то из них работает в стиле ранних игрушек, кто-то в стиле XVIII-XIX веков, а кто-то занимается авторским индивидуальным производством. В наши дни гончарный игрушечный промысел активно развивается.
На нашей мини-выставке представлена старооскольская игрушка народного мастера России Рощупкиной Оксаны Михайловны, народного мастера России Лобынцева Владимира Ивановича, а также народного мастера Белгородской области Агафонова Юрия Петровича.