Мини-выставка «Народные промыслы»
Мы живём в России и должны хорошо знать её традиции, гордиться умелыми руками народных мастеров.
С незапамятных времён в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – «промысел» или «промыслы». Русские народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы. В русских промыслах отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад.
Исследователи относят к русским народным промыслам роспись посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Начинаем наше путешествие по промыслам.
Русская матрёшка
В конце XlX века по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол – обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.
На выставке представлен набор матрёшек, посвящённый гастрономическому фестивалю «Клубничная страна», который ежегодно проходит в п. Уразово. Автором работ является Богданова Марина Дмитриевна – народный мастер Белгородской области.
Обратите внимание на интересный предмет – гердан.
Гердан – это современное украшение в этническом стиле. Классический гердан – это длинная лента с орнаментом, концы которой соединяются в районе солнечного сплетения или груди. Первоначально такое украшение считалось оберегом, на котором были изображены специальные орнаменты и символы. Изготовление бисерных изделий имеет древнюю традицию. Для наших прабабушек выйти в свет без единого украшения на шее – это как будто появиться нагой на людях. С давних пор шейные украшения были, в первую очередь, оберегом. Представленный гердан выполнен народным мастером Белгородской области Евсюковой Натальей Витальевной, в технике плетения на станке.
Куклы
На выставке представлены разнообразные куклы в народных костюмах.
Русская традиционная кукла в народном костюме Воронежской губернии. Наш город Валуйки раньше, до образования Белгородской области, относился к Воронежской губернии. Автор куклы – Котелевская Светлана Семёновна, народный мастер Воронежской области. Кукла тряпичная, в длинной юбке в чёрно-красную клетку. Передник белый, с нашитой тесьмой, лентой и кружевом. Рубашка белая. На голове красный платок.
Следующая кукла – кукла «Валуйчанка в холодайке». Кукла состоит из каркаса, обтянутого поролоном. Голова изготовлена из папье-маше, покрытого лаком. Кофта-холодайка сшита из чёрной шерстяной ткани, с длинным рукавом. Юбка у куклы широкая, внизу волан. Сверху юбки надет фартук с нашитыми разноцветными полосками. На голове повязана шаль с цветами. На руках одеты рукавички.
Куклы-точёнки изготовлены мастером декоративно-прикладного искусства Старооскольского центра декоративно-прикладного творчества Сергеевой Анастасией Владимировной. Куклы-точёнки изготовлены из дерева и немного напоминают матрёшек. Они вырезаны, отшлифованы, покрыты глазурью и расписаны. Куклы расписаны в виде женщин, одетых в народный костюм села Тростенец Новооскольского района Белгородской области.
Перед вами крупеничка - славянская обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным её символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль. Крупеничку традиционно делали без лица, как и остальных обрядовых кукол на Руси. Кукла крупеничка в славянском быту имела следующее значение – она приносила в дом не только достаток, изобилие в продуктах питания, но и богатство зерновых и других плодов. В неё закладывались зерна первого снопа, первого урожая.
Кукла «Московка» (Седьмая Я, семья) выполнена Перекупневой Галиной Анатольевной - педагогом дополнительного образования Дома детского творчества Валуйского района Белгородской области. Кукла «Московка» - оберег крепкой, дружной семьи. Её держали в доме где-нибудь повыше: на шкафу, на полке и не давали в руки никому чужому. Основа куклы - берёзовое полено - символ мужской силы, а сама она - прообраз матери и символизирует материнскую заботу и любовь. По народному поверью, эта кукла помогает воплотить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также охраняет добрые отношения в семье.
Художественная ковка
Художественная ковка – изготовление изящных предметов быта из металлов методами ковки. Художественная ковка отличается от обычной ковки тем, что кованые изделия приобретают художественную ценность, становятся произведением искусства. Изделиями художественной ковки могут быть: кованые ворота, калитки, заборы, вывески, козырьки, садовые качели, беседки, флюгеры, решётки, кованые лестницы и перила, люстры, подсвечники и даже кованые кровати и столики.
Роза их металла, выполненная в технике художественной ковки по металлу Сергеем Александровичем Носовым.
Тагильские подносы
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы.
Тагильская роспись – русский народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, самобытное явление русской культуры.
На нашей мини-выставке представлены расписные подносы народного мастера Белгородской области Ирины Анатольевны Шаповаловой. Художница занимается тагильской маховой росписью, изучает историю промысла, осваивает новые виды росписи.
Старооскольская глиняная традиционная игрушка
Старооскольская глиняная игрушка – народный художественный промысел в Старооскольском округе Белгородской области. История Старооскольской глиняной игрушки уходит в далёкие времена: к основанию города-крепости Оскол. Развитию гончарного промысла способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду лепили «мелочь» – свистульки и забавные фигурки.
Сегодня игрушку изготавливают разные мастера, кто-то из них работает в стиле ранних игрушек, кто-то в стиле XVIII-XIX веков, а кто-то занимается авторским индивидуальным производством. В городе Старый Оскол работают мастерские, где трудятся целые коллективы мастеров, обладающие большим творческим потенциалом, мастерством работы с глиной, непритворно любящие свою работу. На нашей выставке представлены образцы старооскольской глиняной игрушки народного мастера России Рощупкиной Оксаны Михайловны и народного мастера России Лобынцева Владимира Ивановича.
Борисовская керамика
Борисовская керамика является одним из самых крупных в России производителей толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по производству горшков для жаркого и запекания. На предприятии трудится более двухсот человек, здесь работают потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь годы пронести секреты мастерства.
Образцы борисовской керамики на мини-выставке: чайный сервиз, состоящий из чайника, чашек и блюдец, и декоративное панно «Натюрморт», изготовлены народным мастером Белгородской области Семихиной Ириной Викторовной. Она окончила старейшее в России Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова по специальности «Художественная керамика». По распределению приехала в посёлок Борисовка и работала на Борисовской фабрике художественной керамики художником, затем главным художником и руководителем творческой группы фабрики. В настоящее время Ирина Викторовна работает педагогом дополнительного образования Борисовского Дома творчества.
Изделия из кожи
Необычно творчество Лудцевой Натальи Арнольдовны – мастера декоративно-прикладного искусства, члена Союза художников России, преподавателя кафедры рисунка, живописи и скульптуры Белгородского государственного института искусств и культуры. Свои произведения Наталья Арнольдовна создаёт в области декоративно-прикладного искусства, в технике макраме, ткачество, декоративные панно, композиции из меха и кожи, а также в области станковой живописи и графики.
На выставке представлен триптих «Академия. Искусство». Он состоит из трёх объёмно-пространственных панно «Изобразительно искусство», «Музыка» и «Литература». Триптих выполнен в авторской технике из натуральной кожи. Декоративные композиции мастера удивляют как мастерством, так и полётом фантазии, изобретательностью, разнообразием тем.
Лоскутное шитьё
Лоскутные панно члена Союза художников России Валентины Алексеевны Бочаровой широко известны не только в России, но и далеко за её пределами. Работы мастера побывали на многочисленных фестивалях во Франции, Японии, США, стали победителями многих международных конкурсов. Валентина Алексеевна с любовью рассказывает о своей многодетной семье, где было, по её словам, много бабушек и один дедушка. Помимо повседневного крестьянского труда, особое место в семье занимали ремёсла. Бабушки ткали, пряли, вязали, шили лоскутные одеяла. Мама вязала пуховые платки, вышивала гладью и ришелье, шила одежду для всей семьи. Девочки наблюдали за мамиными руками, рассматривали цветные лоскутки и сами шили одежду для кукол из небольших оставшихся кусочков. Приходилось потрудиться, чтобы из малюсеньких остатков создать что-то интересное, а главное, красивое. Наверное, это и повлияло на выбор направления в профессии. Валентина Алексеевна стала признанным мастером декоративно-прикладного искусства.
Валентина Бочарова искусно владеет традиционными и современными техниками лоскутного шитья. Истоки её творчества кроются в народных традициях. Излюбленные направления – история России, крестьянский быт, тема малой родины. Свои композиции она часто строит на сочетании разнофактурных текстильных материалов, основное внимание уделяет натуральным тканям. Нередко решение образа дополняется тесьмой, кружевом, лентами, шнуром. Используется машинная сборка, стёжка и ручная прошивка. Таким примером является лоскутное панно Валентины Бочаровой «Предметы из прошлого».
Вклад Валентины Алексеевны Бочаровой в развитие, сохранение и преумножение русской народной культуры и современного декоративно-прикладного искусства трудно переоценить. Важнейшим является то, что все её творчество пропитано духом любви к Родине.