Открытки советского периода – это не только те яркие, красивые сюжетные карточки, которые люди посылали друг другу по почте накануне каких-либо праздников. Да, они были очень милыми, особенно те, что выходили из-под кисти художников В. Зарубина или В. Четверикова – эти открытки любили все, и дети, и взрослые.
Художественная открытка, почтовая карточка уже давно вызывает интерес исследователей и коллекционеров как произведение изобразительного искусства и как средство коммуникации. Филокартии посвящены научные исследования и художественные альбомы.
Примечательно, что массовый выпуск советской поздравительной открытки был налажен в 1953 году.
После военных лишений открытка вошла в жизнь непривычной красотой, ее использовали для украшения дома, мастерили вазочки и шкатулки — красочная полиграфия и картон хорошего качества были редкостью, которую надо было сохранить. Чем старше открытка, тем лучше ее качество, интереснее сюжет и стиль исполнения. Так и хочется назвать изображение на ней не картинкой, а картиной. Самыми яркими и живыми были открытки 50-х годов. Они в основном печаталось на «Гознаке». Сегодня в спецфонде «Гознака» хранится, наверное, самая полная и уникальная коллекция советских новогодних открыток. Их рисовали лучшие художники «Гознака».
60-70е годы ознаменовались аполитичными зимними пейзажами и космической тематикой: Дед Мороз не едет на тройке, а летит на самолете или космической ракете, мальчик дарит девочке на 8е марта звезду и др.
Не редкость – Новогодние балы, где танцуют и «культурно отдыхают» красиво одетые девушки и молодые люди. А Дед Мороз со Снегурочкой выступают на эстраде.
Появляются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой (кстати, это чисто русское изобретение, ни в каких других странах у дедушки нет внучки).
В 21веке в открыточной промышленности наблюдается резкий всплеск. Появляются открытки огромных форматов (А4, А3) которые дарят на свадьбы и юбилеи. Становятся популярными фотоокрытки, открытки сложной формы. Снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом». Появляются персонифицированные открытки – не просто «Поздравляю!» а «Любимому папе», «Лучшей подруге», распространяются открытки с цифрами на каждую годовщину. Казалось бы, с быстрым развитием научно-технического прогресса и появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки завершается и уходит в историю, а на смену бумажной приходит электронная открытка, но тут филокартия совершает новый виток – появляется посткроссинг, в моду входят открытки ручной работы, которые несут в себе частичку души мастера. И у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.
Госфотокомбинат Ленфотохудожник. 1956 г.
Фото Р. Мазелева. Художник М.Юдин. 1963 г.
Художник А. Демлер. 1961 г.
Художник А.В. Смоляков. 1956 г.
Художник В.Лебедев. 1961 г.
Художник Е. Гундобин. 1959 г.
Художник Е.Н. Гундобин. 1956 г.
Художник И.А. Коминарец. 1966 г.
Художник М. Юдин. 1958 г.
Художник С. Поманский. 1959 г.
Художник С.П. Ильин. 1961 г.
Художник Э.В. Стрелкова. 1954 г.
Художник Ю.В. Ряховский. 1964 г.