Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников, церковные принадлежности, иконы, Евангелие.
Крещение Руси означало принятие христианства в качестве государственной, официальной религии. Вслед за тем, как Владимир сделал выбор в вере, в стране стали массово сооружается церкви и храмы, а языческие идолы уничтожаться.
Из фонда Валуйского историко-художественного музея вашему вниманию представлена виртуальная выставка славянского искусства ХVIII – XIX в. ХХ вв.: литые иконы, иконы складни, киотный крест, кадильница ручная, лампадки.
- Иконка-складень нательная XVIII в. имеет прямоугольную форму, отлита из меди. Боковые створки отсутствуют. На лицевой стороне иконографический тип – Деисус. Русское слово «Деисус» – это искаженное греческое слово «Деисус», что означает моление. Деисус – изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле, справа от которого находится Богородица, слева – Иоанн Предтеча. Ниже полного Деисуса помещаются поясные изображения четырех святых: преподобного Зосимы, святителя Николая, святителя Леонтия, преподобного Савватия.
- Меднолитная икона «Святые Зосима и Савватий» XIX века имеет прямоугольную форму, отлитую из латуни. Плакетка содержит ростовые образы двух святых подвижников – Зосимы и Савватия, известных своим монашеским подвигом на севере Руси. Святые стоят вполоборота друг к другу, в их левых руках свитки – устав Соловецкой обители, правые руки показывают на расположенный между их фигурами в отдалении комплекс Соловецкого монастыря, основоположниками которого они являются. Вверху над монастырём и святыми на облаках виднеется голубь с расправленными крыльями – олицетворение Святого Духа, сошедшего на святых подвижников и обитель. Вокруг композиции расположена широкая рамка, покрытая красивым растительным узором.
- Икона нательная конец XIX – начало XX в. в. на меднолитой пластине изображение Священномученика Антипа он был епископом Пергама (Малая Азия), являлся учеником Иоанна Богослова. Обладал силой убеждения, его проповеди заставили жителей Пергама отказаться от языческих обрядов жертвоприношения, чем навлёк на себя гнев языческих жрецов. Жрецы схватили епископа и бросили его в раскалённый медный котёл в форме быка в храме Артемиды, но тело Антипы не сгорело. Христиане погребли Антику в Пергаме (68 г. н.э.), его останки при этом испускали целительное миро, явившееся свидетельством его святости.
- Икона – складень «Николай Чудотворец» представляет собой триптих – картину из трех элементов объединенных сюжетами – вход Иисуса Христа, крещение Господне, Вознесение. В разложенном виде складни представляли в качестве полноценных транспортируемых иконостасов. В дальних походах редко выдавалась возможность побывать в церкви. В каждом доме имелся образ Николая Чудотворца, защищавшего от «всяких бед и несчастий»; медный образок с Николаем Чудотворцем, спасавшего «на водах» имели при себе русские моряки.
- Киотный крест «С Предстоящими» – образец меднолитного художественного искусства XIX в., изготовленный с помощью технологий, обретённый на территории Орловской области. В основе композиции – фигура распинаемого Христа, пригвождённого к восьмиконечному Голгофскому Кресту. Прямоугольные медальоны слева и справа от Спасителя содержат ростовые фигуры предстоящих. В левом медальоне: святая Марфа и Богоматерь (ближе к кресту). В правом медальоне: мученик Лонгин сотник и апостол Иоанна Богослов (ближе к кресту).
- Лампады подвесные. Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
- Кация – ручное кадило в форме кружки на ножке. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками. Кадило – сосуд для хождения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым – фимиам.