Виртуальная мини-выставка «Музыка металла»
Валуйский историко-художественный музей продолжает знакомить посетителей с интересными предметами из своих фондов. На виртуальной мини-выставке «Музыка металла» собраны образцы декоративно-прикладного искусства, изготовленные из металла. Предметы выставки являются образцами искусства стран Индии и России, охватывая временной период с XIX века по 1970-е годы XX века.
Художественная обработка металла – это искусство малых форм.
Красота материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволяют придавать изделиям изысканность, высокую художественную
ценность, особую выразительность.
На выставке представлена посуда, выполненная в различных техниках художественной обработки металла: литье, чеканка, скань. Особый интерес вызывает ваза XIX века, изготовленная в технике литье. Ваза украшена объемным узором из античных фигур, сидящих верхом на дельфинах и львах. Над ними парят ангелы в образах младенцев. По бокам ваза украшена сияющим солнцем и месяцем со звездами, что символизирует смену дня и ночи. Ваза богато украшена растительным и геометрическим орнаментом.
Отдельного внимания заслуживают статуэтки советского периода, выполненные в технике каслинского литья. Это один из видов исконно русского промысла по производству художественных изделий из чугуна, который зародился 278 лет назад в городе Касли Челябинской области. Скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры, несмотря на то, что изготавливались из чугунного сплава, обладали легкостью и ажурностью. И в то же время литейные предметы несли ощущение твердости и долговечности. Каслинское литье не просто восхищает, а дает повод к глубоким философским размышлениям и созерцательному отдыху.
Предметы, представленные на выставке, украшали интерьер не одного поколения россиян. Это статуэтки выдающихся личностей России: Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Петр I, Владимир Высоцкий, Юрий Гагарин и статуэтки-композиции «Царь-пушка», «Медный всадник», отражающие историческое и культурное наследие нашей страны.
Наряду с литьем, одной из древнейших техник обработки металла является чеканка. Это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник выбивает специальным инструментом рельефное изображение на листовом металле. Чеканку можно по праву назвать традиционным мужским ремеслом, потому что для создания даже небольшого по размерам шедевра мастеру приходится прикладывать немалые физические усилия. На выставке представлена ваза, изготовленная в указанной технике. Она была произведена в 1950-е годы в Индии.
Искусство чеканки по металлу в советское время характерно для творчества многих народов большого многонационального государства. В фонде музея хранятся образцы посуды, выполненные в данной технике. В экспозиции представлен коньячный набор, состоящий из подноса и шести рюмок. Он изготовлен в Советском Союзе из мельхиора в 1960-е годы. Набор украшен рельефным узором в виде листьев.
Украшением выставки является набор посуды, состоящий из ваз для фруктов и конфет, ажурных салфетниц и подстаканников, выполненный в технике скань. Скань (филигрань) – одна из древнейших ювелирных техник, которая была известна на Руси еще с IX–X веков. Ювелиры использовали тонкую скрученную проволоку из золота, серебра или меди, и превращали ее в ажурный или напаянный на металл узор. В XIX веке в России создавались целые фабрики скани. Производили в основном шкатулки, вазы, посуду, предметы для дамского будуара, церковную утварь. Несмотря на промышленные масштабы, каждое изделие мастера изготавливали вручную.
И в Советском Союзе скань была очень популярна. Наверняка у многих дома можно отыскать ажурные подстаканники, вазочки или статуэтки. Особенно популярной считается скань ювелирных заводов Костромской области. Мастера до сих пор удивляют туристов невероятно филигранными и изящными изделиями, сделанными из металлических нитей.
Каждый предмет, представленный на выставке, заслуживает отдельного внимания и изучения. Изделия, созданные мастерами, призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта, они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус, культуру, пробуждать интерес к творчеству.
Набор коньячный. Мельхиор, скань, посеребрение. СССР, 1970-е гг.
Набор коньячный. Мельхор, чеканка. СССР, 1960-е гг.
Набор посуды. Металл, проволока, скань. СССР, 1950-е гг.
Статуэтки А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой. Чугун, каслинское литье. СССР, 1970-е гг.
Царь-пушка. Чугун, каслинское литье. СССР, 1970-е гг.
Ваза. Латунь, чеканка. Индия, 1950-е гг.
Ваза. Латунь, литье. Россия, XIX в.