Белгородский регион исключительно богат как по типам традиционной одежды, так и вышивки. Не случайно культуру Белгородчины сравнивают с цветным лоскутным одеялом! Элементы костюма могли отличаться по художественной отделке не только в разных селах, но даже на соседних улицах. Валуйский уезд – не исключение. Он вобрал в себя культуру ближайших районов - Алексеевского и Вейделевского, а также соседней Украины.
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежду накидную надевали через голову, распашную с разрезом сверху донизу застёгивали встык на крючки или на пуговицы.
Женские рубахи, поневы с завесами, куцыны, холодайки, лапти, сороки, кокошники, которые носили в русских селах – все эти элементы одежды являются предметом для изучения этнографов.
Очень много тайн могут раскрыть нам старинные славянские орнаменты. которые, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию и удаче. Большую роль в вышивке играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья или цветущие кустарники.
Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Белый - чаще всего, цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; этот женский, нежный цвет символизирует чистоту, свет и благо. Красный (или золотой) - цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, мужской силы.
Символизм цвета, как и символизм образов в русской вышивке тесно связан с представлениями наших предков об устройстве мироздания, о месте и роли в нем человека.
В фонде Валуйского историко-художественного музея бережно хранятся уникальные экспонаты, относящиеся к коллекции «Этнография».