#Год_культурного_наследия_народов_России
АХ, ЭТА СВАДЬБА!
Говорят, что осень – пора свадеб. Так повелось издавна. Летние работы на полях заканчивались, столы ломились от обилия продуктов, а значит, можно было немного отдохнуть, да и свадебку сыграть! Традиция справлять свадьбу, наряду с другими народными обычаями, относится к нематериальному культурному наследию.
Для проведения свадьбы тщательным образом ВЫБИРАЛИ ВРЕМЯ. Никогда не играли свадьбы во время постов, также среда и пятница не подходили для этого торжества. Исключалась Масленичная неделя, по поводу чего даже существовала поговорка: «На Маслену жениться – с бедой породниться». Старались избегать месяца мая, чтобы «всю жизнь не маяться». Самым удобным и благоприятным временем, к которому приурочивались торжества, считались осенние и зимние месяцы. Зимой это время наступало после Рождества (7 января) до Масленицы, исключая Крещение 19 января. Это время было самым «свадебным» в году. Праздновали также и летом, в промежутках между постов.
До свадьбы невесту обязательно нужно было ЗАСВАТАТЬ. В роли сватов выступали либо родственники со стороны жениха, либо люди посторонние, наделенные красноречием. Но существовали и свахи, которые профессионально занимались этим делом. Свахами обычно становились общительные и предприимчивые женщины пожилого возраста из мещанского или купеческого сословия. Чаще всего, это были одинокие вдовы, для которых сватовство было, своего рода, ремеслом, приносящим определенный доход. Во время сватовства обсуждались брачные условия, а именно, роспись ПРИДАНОГО, которое давали за невестой. Нередко, роспись приданого составлялась отцом дочери еще в день ее рождения. По завершении брачной сделки составлялся официальный договорной документ. К сожалению, невеста, не располагающая солидным приданым, не имела возможности удачно выйти замуж. Ее руки мог просить либо жених из низкого сословия, либо обнищавший дворянин.
Примерно через неделю после сватовства устраивались СМОТРИНЫ, во время которых невеста знакомилась с женихом. Выходя замуж, девушка навсегда покидала родительский дом. Теперь она принадлежала другому роду, семье своего мужа. Поэтому издавна появился обычай брать фамилию мужа, то есть, таким образом подчеркивалась принадлежность девушки роду жениха, переход в новую семью.
Белое ПЛАТЬЕ НЕВЕСТЫ символизировало чистоту и невинность. Но белый цвет – это еще и цвет прошлого, грусти и забвения. Другим таким же символичным цветом был красный. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», - пела дочь, когда не хотела уходить из родительского дома к чужим людям. Поэтому белое или красное платье невесты – это наряд девушки, покинувшей свой род и ушедшей в другой. Также существовал обычай покрывать волосы ГОЛОВНЫМ УБОРОМ или платком замужним женщинам. Сорвать его с головы значило «опростоволосить» женщину, тем самым, оскорбить ее семью и ее саму.
Во время помолвки, обязательным было получить БЛАГОСЛОВЕНИЕ родителей на брак, после чего от брака не имела права отказаться ни одна из сторон. Накануне свадьбы жених делал невесте подарок: сундучок с иголками, нитками, шелком, ножницами и другими предметами, с которыми невеста должна была работать после того, как станет его женой. Он посылал ей также кнут, изюм и винные ягоды, намекая на то, что, если оскорбит мужа, будет бита кнутом; а если будет хорошо себя вести, у нее не будет недостатка в дорогих вещах.
В последний вечер перед свадьбой было принято проводить ДЕВИЧНИК, на котором собирались подружки невесты, чтобы попрощаться с ней. Также подруги устраивали гадания на судьбу невесты.
После проводился обряд обручения, когда жених и невеста обменивались КОЛЬЦАМИ. Кольцо – одно из самых древних украшений. Подобно любой замкнутой окружности оно символизирует бесконечность, целостность. Это обязательный атрибут брака. Обручальное кольцо должно быть гладким, без насечек, чтобы семейная жизнь была гладкой.
Накануне свадьбы в дом жениха перевозили приданое невесты. Это был торжественный момент, когда мать жениха или его старшая сестра встречала и по описи принимала дары.
Наступал день ВЕНЧАНИЯ. Невесту одевали в свадебный наряд, а тем временем в доме жениха собирали «СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД», который должен был ехать в дом невесты. Весь процесс свадебной церемонии вел, так называемый, дружка, человек женатый, говорливый, энергичный. В руках у него был кнут, которым он отгонял всех, кто мог помешать ходу свадебной процессии. Во время церемонии были и другие свадебные чины, такие как: сват, посаженный отец и мать, повивальная сваха, подсвашки, бояре и многие другие.
К дому невесты подъезжал «свадебный поезд» и происходил «ВЫКУП НЕВЕСТЫ». В ход шли деньги, испытания загадками. Затем родители невесты благословляли молодых иконой, сыпали им в обувь зерна и хмель для достатка. При венчании жених и невеста давали клятвы любить и служить друг другу в течение всей жизни. В этот момент происходил обмен обручальными кольцами. От венца ехали в дом жениха, где их осыпали зерном для достатка, где всех гостей ждали накрытые столы. В доме жениха невеста проводила три дня, после чего супруги отправлялись в свой собственный дом. На ВТОРОЙ ДЕНЬ после свадьбы обязательным для молодой жены был обычай одаривать всех родственников своего мужа отрезами ткани, платками, бисерными кисетами и табакерками. На ТРЕТИЙ ДЕНЬ молодая жена пекла блины и угощала ими гостей.
Всего в русских традициях было принято праздновать свадьбу три дня. Конечно, существовали различия в праздновании боярской, княжеской и деревенской свадьбы, но, в основном, это были различия в пышности и богатстве церемонии. В остальном, процесс проведения свадебного обряда был схожим. Старообрядческая свадьба отличалась тем, что молодые не посещали церковь.
Существовал также большой перечень свадебных примет и поверий, которые старались соблюдать, чтобы не навредить будущей совместной жизни молодоженов, а, наоборот, способствовать их богатству, достатку, любви и благосостоянию.
Фрагмент музейной экспозиции со свадебным костюмом. Валуйский уезд, село Подгорное, конец XIX в.